«Воля» – на продажу: есть ли у Блейзера шансы избавиться от украинского актива
И почему сейчас – худшее время для продажи этого телеком-провайдера

История о возможной продаже группы телекоммуникационных компаний «Воля» обрастает слухами. Ранее СМИ сообщали, что в приобретении актива заинтересованы бывший глава администрации президента, экс-владелец медиахолдинга УМХ Борис Ложкин и экс-министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. По мнению близких к «Воле» источников Mind, в Лондоне сейчас ведутся переговоры с lifecell и Virgin Media о приобретении группы компаний. Официально возможность сделки не подтверждает ни одна из сторон. Mind попытался отделить зерна от плевел.
Истоки. «Воля» была создана в далеком 1999 году после покупки киевских кабельных провайдеров «ИнтерВидеоКиев» и «Киевтелемонтаж» инвестфондом SigmaBleyzer Валерия Демы, Майкла и Льва Блэйзеров. В тот кризисный год бизнесмены заплатили за активы $12 млн, взамен получили более 80% киевского рынка кабельного ТВ вкупе с 450 000 абонентов. Далее скупали небольших региональных провайдеров телевидения и интернета. Через восемь лет – перед новым кризисом – продали до 50% «Воли» (точная доля не разглашалась) американскому фонду прямых инвестиций Providence Equity Partners, занимающемуся вложениями в компании сферы информационно-коммуникационных технологий. Сумма сделки оценивалась в $300 млн.
Ключевые собственники. Теперь «Воля» официально принадлежит 25 компаниям. Крупнейшие акционеры – Providence (34,92%) и SigmaBleyzer (15,3%). Детальнее «простую» структуру собственности можно изучить на схеме, размещенной на сайте компании.
Причины продажи. «Providence уже давно нужно «выходить» из актива: этого «требуют» внутренние регламенты. Если до 1 января 2018-го акционерам фонда не выплатят деньги, доля будет размыта между его пайщиками. Однако найти новых инвесторов в нынешней ситуации крайне сложно. Неспроста сейчас начата активная пиар-кампания о том, какая успешная «Воля» и о количестве именитых претендентов на актив. На самом деле менеджмент «Воли» с августа мечется по всему рынку с предложениями о продаже», – констатирует эксперт, пожелавший остаться неназванным.
Партнер консалтинговой группы E&C Анатолий Фроленков считает, что инициатива о продаже актива скорее исходит от акционеров «Воли». По его словам, «основная часть принадлежит Providence, в планах которого – изменение структуры портфеля, в том числе выход из данного актива». Впрочем, у гендиректора группы компаний «Триолан» Вадима Сидоренко – противоположное мнение. «По слухам, «Воля» не хочет продаваться, на акционеров компании идет давление», – отмечает он.
В самой «Воле» не прояснили ситуацию. Пресс-служба компании вместо ответов на вопросы Mind ограничилась дословной цитатой гендиректора «Воли» Джорджа Жембери из недавнего интервью другому изданию: «Воля» – очень успешная компания, и, конечно, она крайне интересна для инвесторов, поэтому заинтересованность и слухи не угасают».
Успех или его видимость: риски нового инвестора. Много лет «Воля» считается одним из крупнейших национальных операторов кабельного ТВ и широкополосного доступа в интернет (ШПД).
Количество абонентов. В 2008 году компания сообщала, что предоставляет услуги более чем 2,5 млн домохозяйств Украины. Недавно Джордж Жембери заявлял, что ныне сеть компании охватывает 3,6 млн домохозяйств. СМИ приводят меньшие цифры: около 2 млн абонентов. По мнению нашего анонимного эксперта, показатели еще скромнее: «Думаю, абонбаза дутая. Компания манипулирует цифрами. Во-первых, учитывает не уникальных абонентов, а суммирует их по каждой услуге (условно, господин N. потребляет и кабельное ТВ, и интернет, значит, N. – это два абонента). Во-вторых, считает «мертвые души». Многие знают, как «просто» абоненту распрощаться с «Волей» – можно месяцами не платить и требовать разорвать договор. Но еще девять месяцев такой абонент будет учитываться в статистике как действующий». Согласно подсчетам источника Mind, сейчас у «Воли» – около 1,1–1,2 млн живых, уникальных абонентов.
Аналогичное мнение и у другого спикера, также пожелавшего остаться неназванным: «Хитрая методология подсчета (2 или 3 в 1) искажает реальную картину для инвесторов. Думаю, ориентировочная погрешность в подсчете уникальных абонентов – 35%. А благодаря жизни «мертвых душ» в течение 9 месяцев компания может скрывать до 18% оттока пользователей, при этом средняя миграция по рынку составляет 0,8–2% в месяц».
Миграция абонентов. Наращивать абонбазу и удерживать пользователей «Воле» мешает ряд факторов, считает анонимный спикер: «Новых абонентов компания в основном получает за счет покупки региональных операторов и демпинга. Хотя официально «Воля» заявляет, что она в числе ярых борцов с демпингом. Эти заявления не мешают ей запускать акции «Интернет в подарок», «Платите за месяц – три в подарок» и т. п. А с удержанием пользователей – ситуация печальна».
Директор «Паутина.NET» Александр Арутюнян тоже констатирует, что «Воля» стала самым ярым представителем демпинга. «Например, в Ровно они сейчас предлагают 25 грн в месяц в течение года, в Киеве – 33 грн в месяц. Ситуация близка к маразму, поскольку себестоимость выше. Предполагаю, что «Воля» не платит за телеправа в должном объеме и скрывает свою реальную базу клиентов перед платными телеканалами», – допускает Арутюнян. Косвенное подтверждение этому мнению мы нашли в базе YouControl: в ближайшее время на рассмотрение вынесено пять дел о выплате компенсаций за нарушение имущественных и авторский прав в Хозяйственном и Апелляционном судах Киева. Истцы – «Мун Рекордс» и «Уорнер Мьюзик Украина».
«В результате у «Воли» колоссальный регулярный отток базы клиентов, – отмечает директор «Паутина.NET». – Они сами себя загнали в штопор. Обесценили свою услугу в глазах потребителя: подключая клиентов на 25 грн, они не могут заставить его платить рыночные 150–180 грн. И получают регулярный отток. При этом увеличивают размер скидки. Рано или поздно это приведет ко дну». По предположению Арутюняна, менеджмент «Воли» может дурачить собственников отчетами и воровать прибыль акционеров демпингом и обесцениванием услуг. «Не удивлюсь, если внутри компании – серьезная коррупция, где на маркетинговые акции выводится огромный бюджет, а подключаются фейковые клиенты. С ценой 25 грн в месяц за услуги и ценой привлечения клиента в бюджете приблизительно 700 грн», – предполагает он.
Дополнительные инвестиции в сеть. «Настораживает технологически устаревшая сеть. Киевские сети «Воли» еще на DOCSIS – стандарте, предусматривающем передачу данных абоненту по общему коаксиальному кабелю со значительными ограничениями скорости», – рассказывает источник издания.
«Это главная «пробоина в днище корабля». Из-за эксплуатации устаревших технологий перспективы ШПД этого провайдера, мягко говоря, туманны. Неизбежен «ползучий» отток абонентов в сторону более технологичных конкурентов. В модернизацию сетей новому владельцу придется дополнительно вложить десятки миллионов долларов», – полагает сооснователь днепропетровского провайдера «Фрегат» Сергей Шишкин.
Окупаемость инвестиций (ROI). По данным СМИ, в последние годы в модернизацию сети, абонентское оборудование, контент компания вложила около 1,4 млрд грн. «ROI не разглашают. Со стороны же эффекта не видно. «Воля» топчется на месте, заметного рывка не было. Если бы столько же денег вложили в ее конкурентов – они бы взлетели. Рынок и без такого объема вливаний растет быстрее «Воли», – полагает источник издания.
По оценке YouControl, в последние годы в компании наблюдается умеренная динамика финпоказателей.
Динамика финансовых показателей «Воля-Кабель»
Источник: YouControl
«Динамику роста как самой компании, так и ее рыночной доли, скорее, можно отнести к факторам, понижающим стоимость актива. Об эффективности ведения бизнеса и маркетинговой политике красноречиво свидетельствуют ее позиции по отношению к другим игрокам. Особенно если сравнить количество инвестированных ресурсов в развитие актива», – полагает Анатолий Фроленков.


Плюсы для потенциальных инвесторов. «Главное преимущество компании – ее размер (рыночная доля, особенно на рынке платного ТВ) и системность. Актив работает по понятным для инвесторов стандартам, имеет позитивную историю привлечения международных фондов», – считает партнер консалтинговой группы E&C.
Претенденты на покупку. Ранее СМИ предполагали, что Борис Ложкин и Андрей Пивоварский намерены создать телеком-холдинг, консолидировав ряд крупных игроков рынка. По словам близкого к «Воле» источника издания, Ложкину уже отказали, поскольку он предложил очень смешную цену. Сам бизнесмен пока не ответил на запрос издания. Однако анонимный источник уверен, что Ложкина еще рано списывать со счетов: «Пока он – единственный, кто дал хоть какую-то цену за актив ($55 млн). Переговоры с остальными – «пыль в глаза», чтобы поторговаться».
Второй вероятный кандидат – lifecell. Ранее главный исполнительный директор компании Исмет Языджы сообщал в интервью Mind, что присматривается к телеком-активам. В пресс-службе lifecell накануне сообщили изданию, что пока они не могут ничего комментировать.
Третий и наиболее фантастический претендент, названный нам источником, близким к «Воле», – корпорация Virgin Group, в состав которой входит Virgin Media – британская компания, предоставляющая услуги на рынке кабельной и мобильной телефонии, телевидения и ШПД. Напомним, в 2015 году основатель Virgin Group Ричард Брэнсон проговорился, что собирался приобрести «МТС-Украина». Но переговоры с Virgin не увенчались успехом. Год спустя на Всемирном экономическом форуме в Давосе Брэнсон сообщал о своей заинтересованности инвестировать в украинские стартапы. В Virgin Media пока не ответили на запрос Mind.
Цель вероятной покупки. По мнению телеком-эксперта, советника первого вице-премьер министра по вопросам цифровой экономики Лены Минич, «Воля» может быть интересна стратегическому инвестору как дистрибьютор видеоконтента. «Последние годы потребительский тренд среди пользователей мобильной связи все больше смещается в сторону передачи данных – 89% всего трафика генерируется смартфонами, и большая часть – видеоконтент. Согласно исследованию Cisco, мобильный трафик передачи данных вырос на 63% в 2016 году, и видеотрафик, а именно просмотр ОТТ (метод предоставления видеоуслуг через интернет, часто без прямого контакта с оператором связи. – Mind) и другого видеоконтента составил уже 60% от всего трафика передачи данных. По прогнозам, к 2020 году просмотр видео достигнет 7,5 часа в день (по сравнению с 4,8 часа сейчас) и достигнет 78% от всего трафика передачи данных», – прогнозирует Минич.
Такую статистику и тренды роста потребления видео телеком-операторы просто не могут игнорировать, убеждена она, ведь телеком-компаниям нужен доступ к производству и дистрибуции видеоконтента. «Эту задачу операторы решают по разному: кто-то покупает контент-мейкеров, а кто-то – дистрибьюторов видеоконтента с налаженными связями с мэйджерами и видеоплатформами, с последней милей к пользователям – кабельные ТВ-сети», – детально поясняет Лена Минич. По ее мнению, имея позитивный P&L (отчет о прибыли и убытках), компания также может быть интересна финансовым инвесторам для дальнейшего роста и экзита.
По словам партнера, соучредителя Axon Partners Дениса Берегового, на разношерстном украинском телеком-рынке не так много активов, которые могли бы привлекать внимание иностранных и местных инвесторов. Береговой относит «Волю» как раз к этому приятному меньшинству (даже несмотря на неумение удалять номера телефонов из базы клиентов), поскольку компания уже давно выглядит готовой к продаже, параллельно усиливая свой портфель новыми поглощениями. «В 2016 году «Киевстар» присматривался к покупке, сейчас на первом плане lifecell – все закономерно. И тем и другим нужно в XXI веке диверсифицировать бизнес за счет ОТТ, VoD (видео по запросу, система индивидуальной доставки абоненту телевизионных программ и фильмов. – Mind) и других «конвергентных» сервисов, добиваться их синергии с традиционными услугами связи. Нормальная реакция операторов на будущее, где информация – новая нефть», – полагает он.
По мнению Берегового, внешних инвесторов, не обжившихся на украинском рынке, может привлечь относительная дешевизна «входа» и ожидание роста местной экономики в будущем.
Цена сделки. Ныне – лучшие времена для покупки и худшие для продажи, полагают опрошенные спикеры. «Мультипликаторы при М&А телеком-активов уже давно не превышают 2. Времена бурного экспоненциального роста прошли. У нас шутят, ЕBIDTA давно не та», – рассказывает Лена Минич. «Сейчас телеком-активы в мире редко продают выше чем за 4,5–5 EBITDA. В Украине основные сделки проходят в пределах до 20–25 месячных оборотов», – добавляет Анатолий Фроленков.
Ранее в СМИ называлась внушительная вилка ориентировочной суммы сделки: от $50 млн до $200 млн за 100% «Воли». Минич приводит простую формулу оценки стоимости актива. При условии, что средний доход от одного абонента (ARPU) 80 грн в месяц, абонбаза – 2 млн, получаем около $147,69 млн = 80 грн х 12 месяцев х 2 года х 2 млн абонентов / 26 (курс $). Если в этой формуле заменить 2 млн на 1,2 млн абонентов (предполагаемую нашим спикером реальную базу «Воли»), стоимость снизится до $88,6 млн.
«При самом позитивном сценарии акционерам удастся уговорить отдать за «Волю» до $130 млн. Но вероятность такого сценария весьма невысока, – считает Анатолий Фроленков. – Если сравнивать последнее приобретение «Волей» оператора «ЕйБи Украина» (ТМ Airbites) за $2,5 млн, предложенная фондом Ложкина и Пивоварского цена не покажется несправедливой и низкой. Естественно, данный оператор был в разы меньше, но он, как и «Воля», имел позитивную историю привлечения иностранных фондов».
«Цена будет зависеть от того, как сторгуются и как правильно оценят во время due diligence стоимость технического апгрейда и слияния с платформами стратегического инвестора», – полагает Лена Минич.
Сценарии развития событий. Фроленков считает наиболее вероятным, что актив полностью или частично выкупит иностранный фонд либо профильный инвестор. Именно такой сценарий будет оптимальным как для текущих владельцев, так и для самого актива. Второй вариант, по его словам, долю Providence выкупят миноритарии «Воли». «На вероятность данного сценария влияет ряд факторов: захотят ли текущие владельцы продолжать инвестировать в телеком, будет ли у них желание предложить более выгодные условия, чем текущие предложения, интересно ли им увеличение доли именно в «Воле» и т. д.», – перечисляет Фроленков. Третий и менее вероятный сценарий, по мнению Фроленкова, – Providence найдет лазейки, чтобы остаться совладельцем «Воли», и отложит продажу актива в ожидании более благоприятной рыночной конъюнктуры. Однако партнер консалтинговой группы E&C не уверен, что эти времена вскоре наступят: «Пока мы видим не только падание интереса к телеком-активам в мире, но и постоянное снижение мультипликаторов по сделкам».
Вадим Сидоренко уверен, что коммерческая сделка не состоится: «В ближайшее время «Волю» никто не купит. Компания будет стоить столько, что ни один человек в здравом уме не даст такую сумму. Providence вложил в «Волю» $300 млн. Продаваться в минус фонд не захочет. Поэтому можно сделать вывод, что добровольной коммерческой сделки не будет. Покупателем может стать только тот, у кого есть власть, точнее, возможность давления».
По мнению анонимного источника, наиболее выгодный вариант для акционеров «Воли» – продажа актива непрофильному инвестору, не разбирающемуся в нюансах ШПД, поскольку только в таком случае за актив удастся выручить более $80 млн.
Изменения для абонентов при новом собственнике. По мнению Лены Минич, в случае приобретения «Воли» «стратегами» (телеком или медиа) они будут максимально использовать economy of scale и мигрировать абонбазу компании в свои стандартные телеком- и медийные платформы. «Это 100% позитивно скажется на качестве и уровне сервиса для клиентов. Остается открытым вопрос, будут ли они менять DOCSIS на новое поколение. Но проигнорировать проблему им вряд ли удастся», – уверена она.
Финансовые инвесторы, по словам Минич, как правило, идут по пути yield margin и не ставят во главу угла технологическую модернизацию, за исключением случаев, если инновации и модернизация даст в разы больше прибыли, чем без нее. «Поэтому с приходом фининвестора обычно идет увеличение эффективности бизнеса не за счет технологической синергии, а за счет сокращения затрат, что не всегда позитивно сказывается на развитии компании», – резюмирует Лена Минич.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].